Достаточно простое устройство УЭЦН позволяет отбирать флюид погружным бесштанговым электроцентробежным насосом примерно из третьей части от общего количества нефтегазодобывающих скважин РФ. Насосное оборудование состоит из наземной и погружной части, применяется только для высокодебитных скважин, так как при подаче менее 50 кубов в сутки его КПД резко снижается.
Технические требования к установкам лопастных установок с электрическим приводом приводятся в стандарте ГОСТ Р 56830 от 2015 года. В сравнении со штанговыми насосами ЭЦНы обладают большим межремонтным периодом, ресурсом. Устье легче герметизируется, отсутствуют ограничения по кривизне ствола, глубине пласта, температуре наружного воздуха в регионе эксплуатации.
В наземной части устройство УЭЦН включает в себя повышающий трансформатор, телеметрическую систему, станцию управления и устьевое оборудование.
В погружную (подземную) часть установки насоса лопастного электроприводного входят следующие элементы:
Установки УЭЛН разработаны для следующих эксплуатационных условий:
Для работы внутри скважины подземная часть установки спускается в ствол на колонне насосно-компрессорных труб. Насос имеет модульную конструкцию, состоит из секций – рабочее колесо с лопастями в направляющем аппарате.
Для скважины УЭЦН применяется устьевое оборудование ОУЭН – урезанная модифицированная версия фонтанной арматуры. Всего существует два варианта исполнения – с трехходовыми кранами Т и задвижками/кранами проходного типа П. Конструкция устьевого оборудования для электроцентробежного насоса выглядит следующим образом:
Через это же оборудование устья при необходимости в пласт закачиваются реагенты для увеличения дебита. ОУЭН оснащается запорной арматурой с проходным диаметром 65 мм на давление 14 МПа и 21МПа.
Специально для погружных нефтепромысловых насосов разработаны повышающие трансформаторы ТМПН (Г) – трехфазные маслонаполненные для нефтяных насосов. В корпусе имеется расширительный бак, заливная горловина и сливной патрубок для охлаждающей жидкости.
Обмотки выполнены из АПБ провода по регламенту ГОСТ 16512. Отводы низкого и высокого напряжения трансформаторов 40 – 200 кВт марки ТМПН изготовлены из алюминиевой шины и провода, соответственно. медный провод ПБ согласно ГОСТ 16512 появляется только в трансформаторах мощностью от 400 кВт.
Напряжение пробива изоляции охлаждающего масла составляет 40 кВт. Охладители ребристого типа устанавливают на маломощные трансформаторы 63 кВт, для более мощных ТМПН 100 – ТМПН 400 используются радиаторные охладители.
Запитывается насос УЭЦН от интеллектуальной станции управления, способной контролировать десятки характеристик погружного оборудования, и управлять процессами без участия человека. В современных станциях широко применяются частотные преобразователи, позволяющие регулировать энергопотребление.
Встраиваемыми теплообменниками охлаждаются радиаторы силовых транзисторов. Дополнительно предусмотрена защита станции от грозы, проникновения внутрь корпуса пыли, влаги, просадки сети до 50%, скачков напряжения +25%.
Производится эксплуатация УЭЦН посредством электрического привода. Поэтому от трансформатора через станцию управления погружной двигатель соединяется кабелем. На земле и в узле ввода в устьевое оборудование этот кабель имеет стандартное круглое сечение, обозначается КРБК.
Затем в скважине он соединяется с плоским кабелем КПБК, который позволяет увеличить зазор между оборудованием и внутренними стенками обсадной эксплуатационной колонны.
Погружной динамический лопастной электроцентробежный насос эксплуатируется в скважине. Поэтому из-за уменьшения диаметра в нем увеличена длина, составляющая в некоторых случаях 70 м. Внешняя кинетическая энергия передается насосу через вал вращающегося двигателя, далее преобразуется в кинетическую энергию пластовой жидкости.
Центробежная сила разгоняет жидкость, отбрасывает ее на периферию колеса, и далее в направляющий аппарат в каждой секции модульного корпуса последовательно. В результате, на выходе получается высокое давление и напор, способные поднять флюид на поверхность в больших объемах.
Ступени собраны в секции, причем, подвижная их часть – рабочие колеса, жестко зафиксированы на валу насоса, а неподвижная – направляющие аппараты, собрана в единый корпусной узел.
Основными характеристиками ЭЦН являются:
Наружный диаметр корпуса лопастного насоса составляет 69 – 185 мм. По основной характеристике – зависимости напора от подачи, наибольшее применение в нефтегазодобывающей отрасли нашли погружные лопастные насосы с пологопадающей характеристикой.
Вал вытачивается из коррозионностойкой жаропрочной криогенной стали ОЗХ14Н7В, направляющие аппараты и рабочие колеса отливаются из модифицированного чугуна ЦН16Д71ХШ либо из полиамида, серого чугуна в коррозионно-стойком и обычном исполнении, соответственно.
Обратный клапан, смонтированный в отдельном модуле насоса – головке, препятствует обратному вращению, облегчает запуск агрегата. В его корпус вкручивается более мелкий предохранительный узел – спускной клапан.
В нормативах ГОСТ Р 56830 указаны следующие рекомендации по характеристикам ЭЛН насосов:
При использовании плавающей схемы сборки снижается трудоемкость работ, повышается ресурс оборудования. Компрессионная схема сборки позволяет упростить регулировки вылета вала, использовать оборудование в скважинах с крупными механическими частицами.
Для фильтрации флюида перед поступлением в насос разработан проволочный погружной фильтр ППФА.
Лопасти рабочих колес и внутренние полости направляющих аппаратов центробежных насосов рассчитаны на работу с жидкими средами. Поэтому при избыточном содержании газа, попадающего в нефть из пласта, или выделяющегося из нее в процессе добычи, либо образуют газовые пробки, либо уменьшают проходное сечение каналов.
Нормальным считается содержание газа 5 – 25% от флюида по объему. Поэтому на входе в ЭЦН между ним и двигателем устанавливается сепаратор следующей конструкции:
При высокой обводненности флюида используется диспергатор, измельчающий содержащиеся в полезном ископаемом пузырьки жидкости. Либо применяется универсальный сепаратор-диспергатор смешанной конструкции.
Для вращения вала насоса с рабочими колесами используется электрический двигатель с маслонаполненным корпусом асинхронного типа с короткозамкнутым ротором. Обязательным защитным элементом электрического маслонаполненного погружного привода является протектор, устанавливаемый над ПЭД, между ним и насосом или сепаратором.
В протекторе расположены две мембраны из упругого материала, компенсирующие изменения объема наполнителя электродвигателя при его нагреве, охлаждении. Данный протектор относится к гидравлическому типу защиты погружного двигателя.
Дополнительно установка УЭЦН может комплектоваться протектором электрокоррозионной защиты. Этот узел монтируется ниже двигателя ПЭД, представляет собой трубу из сплава магния и алюминия. Электрокоррозионный протектор может одновременно служить центратором, для чего на трубу наносятся ребра жесткости снаружи. Дополнительно такие же протекторы ВПК катодной защиты устанавливаются в муфтовых соединениях НКТ колонны через каждые 10 м.
Изготавливаются ЭД для лопастных электроприводных насосов по техническим условиям отдельных предприятий:
В обычном исполнении ЭД рассчитан на температуру пластовой жидкости +120°С. В специальном исполнении мотор выдерживает температуры +150°С. Гидравлические испытания проводят на стендах, позволяющих получить максимально приближенные к реальным условия эксплуатации.
Для корректного изменения условий двигатели оснащаются системами телеметрии – манометр с встроенной функцией градусника, прочие датчики и приборы. Каждому исполнению ЭД с телеметрией от различных производителей присваивается собственный номер модификации:
Условное обозначение состоит из 12 блоков, часть из которых может отсутствовать:
Погружные электродвигатели для горизонтальных скважин имеют в обозначении букву Г перед всеми блоками шифров.
В нормативной документации приводится подробная для УЭЦН расшифровка, требования по комплектации отпускаемого производителями оборудования, безопасности его для персонала, экологии, приемке, гарантиям, хранению, транспортировке, эксплуатации. В частности, в стандарте ГОСТ Р 56830 приводится таблица минимальных зазоров между внутренней стенкой обсадной колонны и выступающими наружу элементами УЭЛН:
Диаметр описанной окружности |
Рекомендуемый размер обсадной колонны |
Минимально разрешенный диаметральный зазор |
55 |
73х7 |
4 |
85 |
102х6,5 |
|
90 |
114х10,2 |
|
95 |
127х10,2 |
|
110 |
140х10,5 |
|
115 |
5 |
|
120 |
146х9,5 |
6 |
125 |
146х7,7 или 168х12,1 |
|
130 |
168х12,1 |
|
135 |
||
140 |
168х10,6 |
|
145 |
178х13,7 |
Из-за не одинакового износа отдельных элементов установки УЭЛН они утилизируются и подлежат замене отдельно друг от друга. Поэтому производители выпускают компенсаторы, электродвигатели, протекторы, насосы и запчасти к ним отдельно.
Для унификации скважинным условиям нефтегазодобывающих скважин присвоены специальные коды:
Номер |
Расшифровка |
1 |
Код |
2 |
Коэффициент количества взвешенных частиц (мг/л) М1 от 0 до 200; М2 от 200 до 500; М3 от 500 до 1000. |
3 |
Концентрация абразива высокой твердости А1 = 0; А2 от 0 до 70 А3 от 20 до 70 А4 от 70 до 100 |
4 |
Группы солеотложения С1 ранее не наблюдалось; С2 ранее присутствовали. |
5 |
Содержание газа по объему на входе в ЭЦН Г1 0 … 10%; Г2 10 … 25%; Г3 25 … 35%; Г4 35 … 55%; Г5 55 … 75%. |
6 |
Степень коррозионной агрессивности среды по проникновению мм/год К1 малоагрессивная; К2 среднеагрессивная; К3 сильноагрессивная. |
7 |
Температурный диапазон в местах подвески Т1 менее 90°С; Т2 менее 130°С; Т3 менее 150°С; Т4 менее 180°С. |
Условное обозначение установки электроцентробежного насоса состоит из девяти блоков:
частота вращения (10-3) – номинальное значение 2,9 (2 910 мин-1) не указывается;
В самом конце условного обозначения приводится код эксплуатационных условий скважины по первой таблице.
Система погружной телеметрии и газостабилизирующее устройство не входят в основной комплект поставки, заказываются отдельно. Валы двигателя и насоса соединяются шлицами.
Таким образом, выбор УЭЦН выполняется по характеристикам скважины, данным месторождения, спецификациям насосного оборудования.